Мысли вслух
Nov. 3rd, 2008 12:45 amОбнаружил я, что с недавних пор я не могу читать книги зарубежных авторов, если действие происходит в странах Западной Европы или в США. Например, с большим трудом читаются детективы Рекса Стаута, которые я лет 10-15 назад проглатывал пачками. Фантастика Роберта Хайнлайна тоже не особенно хорошо идёт. Детективы Дика Френсиса читать пока могу, но без былого энтузиазма; что-то из них выветрилось чтоли?
И возникло у меня предположение, что виной всему то, что 10-15 лет назад у меня не было знаний о том, "как там всё у них в этой Англии/Америке", а теперь такие знания есть. Практические такие знания, поглубже тех, что может нахвататься турист за краткие 10 дней пребывания в стране.
И в результате, места и города, описанные в книгах, перестали быть неким абстрактным "где-то-там". Наоборот, всё стало слишком конкретным. Например, некоторые английские города, упомянутые в книгах Дика Френсиса, я посещал лично, а до остальных примерно представляю как добраться (и легко доберусь туда без посторонней помощи, если вдруг возникнет такая возможность и желание). США - тоже на удивление реальная страна. Недавно я смотрел фильм "Старикам здесь не место" ("No Country for Old Men"). Действие фильма происходит в Техасе, где мне довелось побывать, так там что ни кадр - то очередное узнавание. Пропал романтический ореол "где-то-там", и места превратились просто в ещё одни места, где живут люди. Причём я даже примерно представляю какие люди, и я примерно представляю, какие у них проблемы и радости. И нельзя сказать, что я согласен поменять свои текущие проблемы на проблемы тех людей, которые живут, скажем, в Шотландии или в том же Техасе.
К тому же "вдруг" возникло острое понимание того, что правительства упомянутых стран более чем реальны; и что точно так же реальны последствия проводимой ими политики и принимаемых ими решений.
И сюжет книг накладывается на всё это. И очень многое из того, что описано в книгах и цепляло - теперь перестаёт цеплять.
А книги русскоязычных авторов наоборот начинают цеплять сильнее, чем раньше.
И, наверное, в целом мне это скорее нравится, чем нет.